ОХРАНА ТРУДА


 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Эб основах охраны труда в Российской Федерации

Принят

Государственной Думой

23 июня 1999 года

Одобрен

Советом Федерации

2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы регулиро­вания отношений в области охраны труда между работодателями и работни­ками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в про­
цессе
трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-
экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические,
лечебнопрофилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

- условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудо­
вого процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье
работника;

- вредный производственный фактор - производственный фактор,
воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

- опасный производственный Фактор - производственный фактор, воздей­
ствие
которого на работника может привести к его травме;

- безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на
работающих вредных или опасных производственных факторов исключено
либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы;

- рабочей место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

- средства индивидуальной и коллективной защиты работников технические
средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия
на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для
защиты
от загрязнения;

3


- сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопас-
гюсти) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации
работ по охране труда установленным государственным нормативным требова-
ниям охраны труда;

- производственная деятельность - совокупность действий людей с приме-
нением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую
продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов
сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об охране труда и сфера его применения.

1.  Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается
на
Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального
закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации.

2.  Действие настоящего Федерального закона распространяется на:

 

- работодателей;

- работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

- членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной
хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

- студентов образовательных учреждений высшего профессионального и
среднего профессионального образования, учащихся образовательных
учреждений начального профессионального, среднего профессионального
образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего,
основного общего образования, проходящих производственную практику;

- военнослужащих, направляемых на работу в организации;

- граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в
организациях
.

 

3.    На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других
государствах, распространяется законодательство об охране труда государства
работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих
в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распро­
страняется законодательство об охране труда Российской Федерации, если
иное
не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

4.    Если международным договором Российской Федерации установлены
иные
правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда.

1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее -требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на

4


сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

2.  Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими
и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего
Федерального закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, (в
том
числе при проектировании, строительстве реконструкции) и эксплуатации
объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования,
разработке технологических процессов, организации производства и труда.

3.  Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых
актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Основные направления государственной политики   в области охраны труда.

1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных
правовых
актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых
актов
субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных
целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ
улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление охраной труда;

- государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
труда;

- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных
интересов
работников в области охраны труда;

- расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;

- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов
их семей на основе обязательного социального страхования работников от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или
опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом
уровне производства и организации труда;

 

- координация деятельности в области охраны труда, деятельности в
области охраны окружающей природной среды и других видов экономической
и
социальной деятельности;

- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы
по улучшению условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

- организация государственной статистической отчетности об условиях
труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости
и
об их материальных последствиях;

5


- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны
труда;

- международное сотрудничество в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирую щей создание
безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и
технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты
работников;

- установление   порядка  обеспечения   работников  средствами
индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми
помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за
счет средств работодателей.

2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны труда относятся:

-  определение   основных   направлений   и   проведение   единой
государственной политики в области охраны труда на территории Российской
Федерации
;

-  разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации об охране труда;

-  определение основ государственного управления охраной труда;

-  разработка и реализация федеральных целевых и отраслевых целевых
программ
улучшения условий и охраны труда и контроль за их выполнением;

-  определение расходов на охрану труда за счет средств федерального
бюджета;

 

-  определение структуры, задач, функций и полномочий органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда;

-  установление единого порядка расследования несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;

-  формирование органов, осуществляющих государственную экспертизу
условий труда, и определение порядка деятельности указанных органов;

-  организация и проведение сертификации работ по охране труда в
организациях;

-  организация обучения специалистов по охране труда, установление
единых требований к проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение
безопасности труда;

6


- обеспечение взаимодействия органов государственной власти Российской
Федерации
, органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и
органов местного самоуправлений, работодателей, объединений
работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных
уполномоченных
работниками представительных органов в реализации
государственной политики в области охраны труда;

-  координация научно-исследовательской работы и распространение
передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий
и охраны труда,

-  организация государственной статистической отчетности об условиях
труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости
и
об их материальных последствиях.

-  международное сотрудничество в области охраны труда;

-  другие полномочия органов государственной власти Российской
Федерации в области охраны труда

Статья 6, Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда относятся

-  реализация государственной политики в области охраны труда на
территории субъекта Российской Федерации;

-  принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации об охране труда;

-  государственное управление охраной труда на территории субъекта
Российской Федерации;

-  участие в разработке и реализации федеральных целевых программ
улучшения условий и охраны труда;

-  разработка и утверждение территориальных целевых программ улучшения
условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

 

-  определение расходов на охрану труда за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации,

-  разработка и осуществление мер экономической заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

-  организаиия обучения специалистов по охране труда, проверки знаний
требований
охраны труда лицами, ответственными за обеспечение
безопасности труда;

-  организация государственной экспертизы условий труда работников,
сертификации работ по охране труда в организациях:

-  передача в случае необходимости органам местного самоуправления
отдепьных полномочий на государственное управление охраной труда на
территориях муниципальных образований;

-   другие  полномочия,   не   отнесенные   к   полномочиям   органов
государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.

7


Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда.

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

ГЛАВА IIПРАВО И  ГАРАНТИИ  ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД    В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ   ТРУДА

Статья 8. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Каждый работник имеет право на:

-  рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

-  обязательное социальное страхование от несчастных случаев на произ­
водстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством
Российской Федерации;

-  получение достоверной информации от работодателя, соответствующих
государственных
органов и общественных организаций об условиях и охране
труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а
также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производ­
ственных факторов;

-  отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его
жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исклю­
чением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения
такой
опасности;

-  обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работ­
ников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств
работодателя;

 

- обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств
работодателя;

- профессиональную пере подготовку за счет средств работодателя в случае
ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

- запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем
месте
органами государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда или органами общественного контроля за
соблюдением требований охраны труда;

 

- обращение в органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного
самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а
также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные
работниками
представительные органы по вопросам охраны труда;

- личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении
вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем

8


месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на произ­водстве или его профессионального заболевания;

- внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с меди­
цинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и
среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

- компенсации, установленные законодательством Российской Федерации
и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным
договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят
на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 9. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

1.  Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях,
соответствующих требованиям охраны труда.

2.  Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом),
должны соответствовать требованиям охраны труда.

3.  На время приостановления работ органами государственного надзора и
контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушения
требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место
работы (должность) и средний заработок.

4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения
опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмот­
ренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работни­
ку другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.   В случае не обеспечения работника средствами индивидуальной и
коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе
требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить
возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

6.   Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности
для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда
либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными
условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не
влечет
за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности.

7.   В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении
им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в
соответствии
с законодательством Российской Федерации.

8.   В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об
охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за
нарушение указанных требований.

9


Статья 10. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда

1.   На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями
труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати
лет
, а также лиц. которым указанные работы противопоказаны по состоянию
здоровья

2.   Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями
труда
, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц
моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской
Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями
работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов

ГЛАВА III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 11. Государственное управление охраной труда.

1.    Государственное управление охраной труда осуществляется Прави­
тельством
Российской Федерации непосредственно ипи по его поручению
федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны
труда, и другими федеральными органами исполнительной власти

2.    Распределение полномочий федеральных органов исполнительной
власти в области охраны труда осуществляется Прааительством Российской
Федерации

3 Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согпасовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной зласти. ведающим вопросами охраны труда

4. Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Статья 12. Служба охраны труда в организации.

1. В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда ипи вводится должность специалиста ло охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2 В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации

10


При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда.

Статья 13. Комитеты (комиссии) по охране труда.

1.   В организациях с численностью более 10 работников работодателями
создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной
основе
входят представители работодателей, профессиональных союзов или
иного уполномоченного работниками представительного органа.

2.   Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела
коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия
работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда,
предупреждению производственного травматизма и профессиональных
заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих
местах и информирование работников о результатах указанных проверок.

Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

1   Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить:

-  безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений,
оборудования, осуществлении технологических процессов, а также
применяемых в производстве сырья и материалов;

-  применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

-  соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом
рабочем
месте;

-  режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством
Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

-  приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и
обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами
работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда,
а также на работах, выполняемых е особых температурных условиях или
связанных с загрязнением;

-  обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж
по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их
знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в
установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и
проверку знаний требований охраны труда;

-  организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а

11


также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей
сертификацией работ по охране труда в организации;

- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных
(при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятель­
ности
) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных
медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответ­
ствии
с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы
(должности) и среднего заработка на время прохождения указанных
медицинских осмотров;

- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без
прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае
медицинских противопоказаний,

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих
местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им
компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- предоставление органам государственного управления охраной труда,
органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований
охраны
труда информации и документов, необходимых для осуществления
ими
своих полномочий;

- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни
и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по
оказанию пострадавшим первой помощи;

- расследование в устаноаленном Правительством Российской Федерации
порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;

- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работни­
ков в соответствии с требованиями охраны труда;

- беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного
управления
охраной труда, органов государственного надзора и контроля за
соблюдением
требований охраны труда, органов Фонда социального страхо­
вания Российской Федерации, а также представителей органов общественного
контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации
и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;

 

- выполнение предписаний должностных лиц органов государственного
надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение
представлений органов общественного контроля в установленные законо­
дательством сроки;

- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний;

- ознакомление работников с требованиями охраны труда.

12


Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда.

Работник обязан:

- соблюдать требования охраны труда;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,
инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний
требований охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего
руководителя
о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о
каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении
состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого
профессионального заболевания (отравления);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу)
и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры
(обследования).

 

Статья 16. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда.

1.   Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а
также машин, механизмов и другого производственного оборудования,
технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны
труда.

2.   Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение
производственных объектов, производство и внедрение новой техники,
внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы
условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов
требованиям
охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда.

3.   Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть
приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов госу­
дарственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

4. Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ,
материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны
методики и средства метрологического контроля, и токсикологическая
(санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не
проводилась.

5.   В случае использования новых, не применяемых в организации ранее,
вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования
указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами
государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны
труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

6.  Машины, механизмы и другое производственное оборудование,
транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические
вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в

13


том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Статья 17. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

1.    На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на
работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства
индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в
соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном
Правительством Российской Федерации.

2.    Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и
обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются
за счет средств работодателя.

Статья 18. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда.

1.  Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны
проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны
труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

2.  Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на
другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить
инструктаж
по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и
приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

3.  Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями
труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется
профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным
методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей
экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического
обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.

 

4.   Государство содействует организации обучения по охране труда в
образовательных
учреждениях начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования и начального профессионального, среднего
профессионального, высшего профессионального и послевузовского
профессионального образования.

5.   Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов
по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального
и высшего профессионального образования.

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных

14


бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

2.  Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
осуществляется также за счет:

-  средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства
Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об
охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации;

-  добровольных взносов организаций и физических лиц.

 

3.   Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в
организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением
федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений)
осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на
производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся
эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы
эксплуатационных
расходов.

4.   В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях,
а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов
Российской Федерации.

5.   Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по
улучшению условий и охраны труда.

ГЛАВА IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 20. Государственный надзор и контроль.

1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
труда
осуществляются федеральной инспекцией труда - единой федеральной
централизованной системой государственных органов.

2.   Положение о федеральной инспекции труда утверждается Прави­
тельством Российской Федерации.

3.   Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей
имеют право:

 

-  беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений
установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации
всех организационно-правовых форм;

-  запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных
должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информа­
цию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

-  изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ;

15


-  расследовать в установленном порядке несчастные случаи на произ­
водстве;

-  предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций
обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законо­
дательства
об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях
к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в
установленном порядке;

-  приостанавливать работу организаций, отдельных производственных
подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны
труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения
указанных нарушений;

-  отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обу­
чение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране
труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны
труда;

-  запрещать использование и производство не имеющих сертификатов
соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств инди­
видуальной и коллективной защиты работников;

-  привлекать к административной ответственности в порядке, установлен­
ном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении
требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда
в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также
направлять
в правоохранительные органы материалы о привлечении ука­
занных лиц к уголовной ответственности;

-  выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законода­
тельства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью
работников на производстве.

4.  Государственные инспектора труда являются федеральными
государственными служащими.

5.  Государственные инспектора труда несут ответственность за противо­
правные действия или бездействие в соответствии с законодательством
Российской
Федерации.

6.  Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны
труда  наряду  с  федеральной  инспекцией  труда  осуществляются
федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено
право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий.

Статья 21. Государственная экспертиза условий труда.

1.  Государственная экспертиза условий труда осуществляется Всеро­
ссийской государственной экспертизой условий труда и государственными
экспертизами условий труда субъектов Российской Федерации.

2.  Положение о Всероссийской государственной экспертизе условий труда
утверждается Правительством Российской Федерации.

3.  Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль
за
условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест

16


по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, г также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях.

Заключение государственной экспертизы условий труда является обяза­тельным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации органи­зации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.

4.  Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих
местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных
объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по
запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением
требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной
труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессио­
нальных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками
представительных органов.

5.  Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда,
имеют право беспрепятственно при наличии удостоверений установленного
образца посещать организации всех организационно-правовых форм,
запрашивать и безвозмездно получать необходимую для проведения
государственной экспертизы условий труда документацию.

Статья 22. Общественный контроль за охраной труда.

1.   Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов
работников в области охраны труда осуществляется профессиональными
союзами и иными уполномоченными работниками представительными
органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а
также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
профессиональных союзов  и  иных уполномоченных работниками
представительных органов.

2.   Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные
уполномоченные
работниками представительные органы имеют право:

-   осуществлять   контроль   за   соблюдением   работодателями
законодательства об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения
безопасности работников организации;

- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве
и
профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное
расследование;

- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц
организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях
на
производстве и профессиональных заболеваниях;

- предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни
и здоровью работников;

17


- осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны
труда;

- осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств
работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами
и соглашениями;

- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в
эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве
независимых экспертов;

- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных
правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном
Правительством
Российской Федерации порядке;

- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к
ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда,
сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с
нарушением   законодательства   об   охране   труда,   обязательств,
предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с
изменениями условий труда.

3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ

ТРУДА

Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и

поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда.

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18


Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда.

1.   В случаях, если деятельность организаций или их структурных
подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для
жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда,
указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в
соответствии с предписаниями руководителей государственных инспекций
труда и государственных инспекторов труда до устранения указанных
нарушений.

2.   Решения, принятые руководителями государственных инспекций труда
и
государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в
административном порядке или в суд.

Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.

Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения, вследствие нарушения требовании охраны труда.

Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 27. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

Признать утратившими силу:

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412);

- постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ^Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1413);

Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3346); ! - статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных

19


правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);

- пункт 2 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).

Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

20


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

(с изменениями на 2 января 2000 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ (Российская газета,

N 143, 24.07.99);

Федеральным законом от 2 января 2000 года N 10-ФЗ (Российская газета, N 4,

06.01.00)._____________________________________________________

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 6 января 2000 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 января 2000 года N 10-ФЗ, устанавливающего страховые тарифы, необходимые для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. - См. статью 27 настоящего Федерального закона.

Принят

Государственной Думой

2 июля 1998 года

Одобрен

Советом Федерации

9 июля 1998 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социаль­ного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

21


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний является видом социального
страхования и предусматривает:

- обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической
заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального
риска;

- возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при
исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных
установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предостав­
ления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения
по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию;

- обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного
травматизма и профессиональных заболеваний.

 

2.  Настоящий Федеральный закон не ограничивает права застрахованных
на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством
Российской
Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию,
осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3.  Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­
ны местного самоуправления, а также организации и граждане, нанимающие
работников, вправе помимо обязательного социального страхования,
предусмотренного настоящим Федеральным законом, осуществлять за счет
собственных
средств иные виды страхования работников, предусмотренные
законодательством
Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

22


- объект обязательного социального страхования от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы
физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья,
профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного
случая на производстве или профессионального заболевания;

- субъекты страхования    -   застрахованный,   страхователь, страховщик;

застрахованный:

- физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в
соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального
закона;

- физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие
несчастного случая на производстве или профессионального заболевания,
подтвержденное   в   установленном   порядке   и   повлекшее   утрату
профессиональной трудоспособности;

-страхователь - юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обяза­тельному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

- страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

- страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт
повреждения
здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на
производстве или профессионального заболевания, который влечет возникно­
вение
обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию;

- несчастный случай на производстве - событие, в результате которого
застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполне­
нии им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных
настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя,
так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или
возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем,
и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу,
временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо
его
смерть;

- профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание
застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вред­
ных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее
временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности;

- страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к
страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику;

- страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда
по всем основаниям (дохода) застрахованных;

23


- обеспечение по страхованию - страховое возмещение вреда, причиненного
в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахо­
ванного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых
страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в
соответствии с настоящим Федеральным законом;

- профессиональный риск - вероятность повреждения (утраты) здоровья
или
смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по
трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим
Федеральным законом случаях;

- класс профессионального риска - уровень производственного травма­
тизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по
страхованию, сложившийся в отраслях (подотраслях) экономики;

- профессиональная трудоспособность - способность человека к выполне­
нию работы определенной квалификации, объема и качества;

- степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в
процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять
профессиональную деятельность до наступления страхового случая.

Статья 4. Основные принципы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

- гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

- экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении
условий и повышении безопасности труда, снижении производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости;

- обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимаю­
щих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний;

- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

- дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса
профессионального риска.

Статья 5. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

1. Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора
(контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к
труду страхователем.

24


Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-право­вого договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 6. Регистрация страхователей

Регистрация страхователей страховщиком производится:

- страхователей - юридических лиц - в десятидневный срок со дня их
государственной
регистрации;

- страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании
трудового договора (контракта), - в десятидневный срок со дня заключения
трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников;

- страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы на основании
гражданско
-правового договора, - в десятидневный срок со дня заключения
указанного договора.

Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме.

Перерегистрация страхователей проводится в сроки, установленные страховщиком.

Статья 7. Право на обеспечение по страхованию

1.  Право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня
наступления страхового случая.

2.  Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного
в результате наступления страхового случая имеют:

-   нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или
имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

-  ребенок умершего, родившийся после его смерти;

-  один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо
от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими
на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не
достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но
по заключению учреждения государственной службы медико-социальной
экспертизы (далее - учреждение медико-социальной экспертизы) или лечебно
профилактических учреждений государственной системы здравоохранения
признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

-лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками,

25


братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивенство несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательств.

3. Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются:

- несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет;

- учащимся старше 18 лет - до окончания учебы в учебных учреждениях по
очной форме обучения, но не более чем до 23 лет;

- женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста
60 лет, - пожизненно;

- инвалидам - на срок инвалидности;

- одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи,
неработающему и занятому уходом за находившимися на иждивении умершего
его детьми, внуками, братьями и сестрами, - до достижения ими возраста 14
лет либо изменения состояния здоровья.

 

4.  Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного
в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по
решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного
имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного
являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

5.  Лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено
в соответствии с законодательством СССР или законодательством Российской
Федерации о возмещении вреда, причиненного работникам увечьем,
профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья,
связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на
обеспечение по страхованию со дня вступления в силу настоящего
Федерального закона.

Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО СТРАХОВАНИЮ

Статья 8. Виды обеспечения по страхованию

1. Обеспечение по страхованию осуществляется:

1)   в виде пособия